Expoziție virtuală
Сергей Тимофеевич Аксаков. Аленький
цветочек - 155 лет
(1858 год – первая
публикация)
Волшебная
сила любви и добра - вечная тема в произведениях разных народов мира. Сказку
«Аленький цветочек» С. Т. Аксаков услышал в детстве во время болезни. Вот как
он рассказывал об этом: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По
совету тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая
мастерица сказывать сказки... Пришла Пелагея... села у печки и начала говорить,
немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве...» Нужно ли
говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть
об аленьком цветочке. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея
ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок...» Большинство
читателей не знают, что основные свои произведения С. Т. Аксаков написал,
превозмогая боль, усталость, слепоту. В последние годы жизни, работая над
книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу
Пелагею, её замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал её по памяти.
Это одна из самых добрых и мудрых сказок.
Если
в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она зазвенит, как колокольчик, в
который при отливе добавили каплю
серебра. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и
робкий. Потом можно даже забыть, о чём она, но легкий звон всегда останется в
сердце. В сказке
об оловянном солдатике Андерсен
хотел показать, что даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о
чувстве собственного достоинства, о чести. Во всех испытаниях оловянный
солдатик ни в чём не изменяет себе, он держится стойко, как полагается
настоящему солдату и во время опасного
плавания в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку,
и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. Происшествия
в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с
оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается,
становится сильнее духом.
Карло Коллоди. Приключения Пиноккио - 130 лет
(1883 год – первая
публикация)
Сказка
Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» - одна из самых смешных и самых
трогательных книг мировой литературы. Деревянного длинноносого Пиноккио,
несносного, доброго, буйного, чувствительного, остроумного, глупого как пробка,
упрямого как осёл, плаксивого и смешного, эгоистичного и великодушного, знают
во всех странах (книга переведена на 87 языков). В маленьком итальянском
городке Коллоди, в честь которого писатель Карло Лоренцини взял себе псевдоним,
стоит памятник литературному герою, деревянному мальчишке по имени Пиноккио. На
памятнике высечена надпись: «Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели в
возрасте от четырёх до семидесяти лет». И ещё одна подробность: Пиноккио на
тосканском диалекте означает «кедровый орешек». Крепким оказался этот орешек.
Не подвластен он времени!
Феликс Зальтен. Бемби - 90 лет
(1923 год – первая
публикация)
Вы
любите сказки о животных? Прелестный маленький оленёнок Бемби станет вашим
любимцем. Очаровательный мир леса, дружбы и любви покорит ваше сердце. «Бемби»
-- повесть-сказка, раскрывающая перед детьми многие тайны природы. Маленький
оленёнок растёт и становится большим, сильным оленем, узнаёт законы лесной
жизни, убеждается в могуществе человека. Хорошая добрая история прививает детям
любовь к животным, чувство сопереживания, а родителей возвращает в
счастливейшую пору детства, когда удивительное поджидало на каждом шагу.
Корней Иванович Чуковский Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Тараканище - 90 лет
(1923 год – первая
публикация)
Детские
сказки в стихах Корнея Чуковского построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью,
которая явно и не ощущается. Изящные и остроумные, они быстро нашли дорогу к
сердцам маленьких читателей. В письме своему другу Чуковский писал: «Чуждаюсь
ли тенденции я в своих детских книгах. Нисколько! Например тенденция «Мойдодыра» - страстный призыв маленьких к чистоте, к
умыванию... Я знаю сотни случаев, где «Мойдодыр» сыграл роль наркомздрава для
маленьких.» Мойдодыр Чуковского – признанный сказочный шедевр!
О
сказке «Муха-Цокотуха» Чуковский говорил: «Увы, приливы ребяческой
радости бывают в человеческой жизни нечасто, и длятся они очень недолго...
«Муха-Цокотуха» -- единственная моя сказка, которую от первой строки до
последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших
на меня неожиданно радостных чувств.» Вначале сказка называлась «Мухина
свадьба», она имела огромный успех. И сегодня она внушает маленьким читателям
те же «неожиданно радостные чувства», с которыми она создавалась много-много
лет назад. Сказка
«Тараканище» рассказывает о том, как все звери боялись таракана
по совершенно непонятным причинам. Он казался им огромным, усатым и очень уж
страшным. Но был проглочен обыкновенным маленьким воробышком! Сказка – ложь, да
в ней намёк...
Самуил Яковлевич Маршак.
Сказка о глупом мышонке, Детки в клетке - 90 лет
С.Я.Маршак всю жизнь был добрым другом детей. Он показал, что детскими стихами можно рисовать цветные картинки мира и подчеркивал, что по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить и мыслить.
"Сказка о глупом мышонке" похожа на басню и вместе с тем на пародированную колыбельную, когда повторяется одна и та же ситуация - приглашение очередной няньки к капризному мышонку.
В цикле "Детки в клетке" - целый "детский сад", в котором живут зверята. Поэт создает незабываемый портрет каждого из них: тигренок предупреждает, что он - не киска, пингвин "на большой мешок похож", а слонёнок примеряет туфельки и тут же спохватывается, что ему нужны "не две, а все четыре". И важно, как воспринимают животных дети, которые как будто переходят от клетки к клетке.
В цикле "Детки в клетке" - целый "детский сад", в котором живут зверята. Поэт создает незабываемый портрет каждого из них: тигренок предупреждает, что он - не киска, пингвин "на большой мешок похож", а слонёнок примеряет туфельки и тут же спохватывается, что ему нужны "не две, а все четыре". И важно, как воспринимают животных дети, которые как будто переходят от клетки к клетке.
Вот как написал о своих стихах Самуил Маршак:
"О чём твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придёт охота.
Стихи живые - сами говорят.
И не о чём-то говорят, а что-то"
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu