Евгений Чарушин, 115 лет со дня рождения (1901-1965)
Для того, чтобы познакомиться с творчеством этого мастера, не
обязательно было ходить на вернисажи: его произведения сами приходили в семьи,
где подрастали дети. Неповторимые образы зверей и птиц – таких разных,
забавных, сказочных и вместе с тем реалистичных создал Евгений Иванович Чарушин,
выдающийся график, скульптор и писатель. Родился Чауршин 11 ноября 1901 года в
городе Вятка, в семье главного губернского архитектора, одного из видных
архитекторов Урала, оказавшего существенное влияние на застройку городов
Прикамья и Предуралья. Любовь к рисованию у юного Евгения проявилась с раннего
детства. “Это было просто, по-видимому,
свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки, – вспоминал Чарушин. – Помню, как я слушал
сказки с карандашом и рисовал во время рассказа”. Трепетное отношение ко
всему живому развилось в нём благодаря матери, Любови Александровне, садоводу и
животноводу-любителю. Удивительным был мир птиц и зверей, который его окружал с
детства. Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён
животными: кроликами, собаками, поросятами, котятами, индюшатами, лошадьми,
множеством
множеством птиц, аквариумов и банок с рыбками. “Вот со всем этим связано моё ранннее детство, к этому обращаются мои
воспоминания”, - говорил Чарушин, не раз подчёркивая: “Любить я стал животных с
тех пор, как себя помню...”, “Я приучился с детства понимать животное –
понимать его движения и мимику...”. Любимым чтением в детстве для него были
книги Сетона-Томпсона, Биара, Лонга, но, в особенности, подаренный отцом
фундаментальный научный труд А.Э. Брема “Жизнь животных” в семи томах. Их
Евгений Иванович берёг и перечитывал всю жизнь. Рисовал начинающий художник
“преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях” ещё и под впечатлением
прочитанных книг. После окончания школы в 1918 году Чарушин отслужил 4 года в
Красной Армии, помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба. По
возвращению домой, он решил учиться на профессионального художника, но, так как
в родной Вятке можно было учиться только в декоративных мастерских, то юный
Чарушин уехал в Петербург и поступил там в Академию художеств на живописный
факультет. Серьёзно рисовать для детей он начал по окончании учёбы. Со своими
наработками Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, где его рисованные звери
понравились знаменитому художнику Владимиру Лебедеву, заведовавшему этим
отделом. Здесь в 1928 году была издана книга с рассказом Виталия Бианки
“Мурзук”, проиллюстрированная Евгением Чарушиным. Она привлекла внимание не
только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё, на
котором маленький рысёнок ползёт по земле, был приобретён Государственной
Третьяковской галереей. Дальнейшая работа принесла Чарушину славу одного из
лучших художников детской книги. Он успешно иллюстрирует произведения С.Я.
Маршака, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, А.И. Введенского и других авторов и
одновременно сам пишет и иллюстрирует рассказы. Уже в первых его книгах “Дикие
звери”,“Вольные птицы”, “Как мишка большим медведем стал”, “Разные звери” проявилось незаурядное
мастерство художника в передаче внешности, повадок животных и птиц. Сидящий на
ветке маленький осиротевший медвежонок, нахохлившаяся ворона, бредущие кабаны с
малышами... – всё так ярко, выразительно, и так
живо! Ещё до войны были изданы его книги “Птенцы”, “Волчишко и другие”,
“Цыплячий город”, “Облава”, “Джунгли – птичий рай”, “Животные жарких стран” –
всего около двух десятков со множеством картинок из удивительного мира животных
и птиц. Создавая каждый образ, художник умел выделить самые характерные его
черты. Каждый герой Чарушина максимально
правдив со своим звериным характером, очень трогателен, эмоционален. Его звери
и птицы не говорят и не делают ничего такого,
что не свойственно им в жизни.
Максимально правдив он и с точки зрения биологии. Плохо нарисованных животных
Чарушин терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть
живыми, дышащими. “То, что производило на меня большое впечатление в детстве, -
говорил художник, - волнует и сейчас. Я хочу понять животное, передать его
повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет
погладить моего зверёнка – я рад. Мне хочется передать настроение животного,
испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и прочувствовать”. Больше
всего он любил изображать “молодых животных, трогательных в своей беспомощности
и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь”. После войны (в
годы эвакуации художник жил и работал в родном городе) Чарушин вернулся в
Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями
животных, фарфоровых фигурок животных и целые декоративные группы. К оформлению
детских книг он попробовал поподойти по-другому. Если в ранних его работах
животное изображалось крупным планом, а среда, фон едва были намечены, то
сейчас стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери же, порой,
изображались более сказочными. Иногда казалось, что рисование зверей для
Чарушина не работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как
способность петь или дышать. У него свой убедительный подход, свои приёмы
передачи формы, цвета, фактуры. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в
каждой – собственный эмоциональный образ: определённый характер в определённом
состоянии.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu