6 mar. 2017

Книги-юбиляры

Альберт Лиханов
“Чистые камушки”
50 лет со дня первой публикации
“Я убеждён, что ребёнка формируют 
человеческие взаимоотношения, 
сложившиеся в семье. Отсюда 
он несёт хорошее или плохое
в школу, на улицу, а не наоборот... ”                               
Альберт Лиханов
Творчество Альберта Лиханова, по словам писателя Анатолия Алексина, “служит весенней поре человеческой жизни, которая отличается от обыкновенной тем, что никогда уж больше не возвращается”. Повесть “Чистые камушки” впервые была опубликована в журнале “Пионер”, № 8-14 в 1967 году. Очень искренне, доверительно и просто пишет автор  о сложностях возраста, самосовершенствовании юной личности, о необходимости душевной закалки. Счастливое начало у этой повести: отец мальчика Михаськи возвращается с войны, радость и гордость за боевые награды отца
переполняют сердце ребёнка. Но война изменила многих людей, и отец, оставшись в живых, хочет построить свою жизнь так, как он её понимает. “Какой дурак был, - говорит он, - жить не умел. Дни бежали, за днями – месяцы, а ты их не замечал... Эх, победим, мол, тогда буду знать, почём жизнь! Как её уважать надо!” И отец мечтает построить дом: просторный, светлый, обязательно с печкой, греясь на которой они будут рассказывать сказки друг другу. Вот только для осуществления своей мечты отец выбрал несопоставимые с тем временем способы накопления денег. По-другому жили во время войны люди. Взаимопонимание, взаимопомощь, бескорыстие были их образом жизни, и потому Михаська, которого мама всю войну учила быть честным, честно жить, чувствовать боль других, не просто не понял отца, а осудил его со всей детской горячностью. Из всех событий Михаська выносит главное: понимание того, что свои идеалы нужно отстаивать несмотря ни на что, добро должно уметь постоять за себя. Его
отношение к жизни – как те чистые прозрачные камушки, которые мальчик достал со дна ручья. Как-будто сквозь них он смотрит на поступки взрослых, оценивает их, делает выводы, принимает решения и понимает, что испытания, которые посылает ему судьба, не обязательно должны проходить по-тихому или с боем. Их нужно просто-напросто понять, по-новому взглянуть на мир, на родителей, на друзей. С этим пониманием мира, в котором живет – человек взрослеет. “Ругая себя, Михаська подумал, что теперь смотрит на всё происшедшее не только по-другому, не так, как прежде, но даже как совсем иной человек. Не Михаська, нет – он, Михаська, так думать не мог. Скорее это был какой-то старичок. Бородатый, усатый, седой...” И когда через некоторое время мальчик вспомнил про этого “старичка”,  который был его второй половиной, то вдруг обнаружил, что “Старичок внутри его исчез. Исчез внутри его и он сам, Михаська.... Два человека не могли жить в одном. Старичок и мальчишка соединились в нём и разделились надвое. И не осталось ни того, ни другого. Появился другой человек. Просто взрослый. Ещё и не старый, а уже не молодой.” Михаська повзрослел. Его верные друзья подбирают камушки, которые Михаська высыпает за ненадобностью и смотрят на мир сквозь эти чистые камушки его, Михаськиными глазами. О своей повести Альберта Лиханов говорил: “Хочется думать, что моим юным
читателям, когда они столкнутся с первыми трудностями, книга в чём-то поможет преодолеть их – не падать духом, научиться твёрже стоять на ногах”. Большинство книг Альберта Лиханова написано для детей, поэтому и их герои - дети, подростки. Но в них затрагиваются многие “взрослые” проблемы. “Мои книги для всех, - говорил в одном из интервью писатель, - и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком”.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu