2 feb. 2017

В помощь школьной программе

       Конь с розовой гривой.
Так называется один из рассказов известного писателя - Виктора Астафьева, так называются два сборника рассказов для детей. Один из них включает во многом автобиографичные рассказы для детей самого Астафьева, другой – повести и рассказы советских писателей, также адресованные детям. В предисловии к книге своих рассказов Астафьев писал: ”Рассказы, включенные в эту книжку, написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, связанные с ранней гибелью мамы, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой“. Почему же именно этот рассказ дал название книгам? Центральной темой рассказов, включенных в авторский сборник является нравственное взросление человека, формирование его характера, становление его, как личности.
Рассказ же ”Конь с розовой гривой“–одно из самых замечательных, в этом смысле, произведений Астафьева, созданных для детей. Привлекает внимание и сам “предмет” – конь, да ещё с розовой гривой!  И хоть это всего лишь пряник, это - мечта всех деревенских ребятишек в трудные двадцатые годы прошлого века. Очень хочется мальчишке получить его, и бабушка, на чьи плечи легла ответственность за воспитание, мудро учит тому, что для этого нужно потрудиться. Этот рассказ – один, казалось бы, незначительный эпизод из жизни автора, но простое повествование о деревенской жизни, живые и сочные описания бытовых подробностей пронизаны житейской мудростью: береги то, что достигнуто трудом, научись вовремя сказать “нет” плохому советчику, будь ответственным за свои поступки, не обманывай, а за проступки научись просить прощения. Уроком же доброты на всю жизнь стал заветный,  полученный, несмотря на обман, пряник. “Сколько лет с тех пор прошло!-говорит автор,-Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника–того дивного коня с розовой гривой”.                                                                                    
Незамысловатая история “Васюткино озеро” -  об обыкновенном деревенском мальчишке, заблудившемся в тайге. Это школьное сочинение В.Астафьева, опубликованное когда-то в школьном рукописном журнале, а позднее развернувшееся в рассказ. Не просто выжить с краюшкой хлеба, коробком спичек да ружьём за плечами, а ещё и обнаружить не известное до тех пор озеро помогли ему знания, передаваемые из поколения в поколение. Васютка умеет подстрелить птицу, обработать и приготовить её старинным дедовским способом – в яме, в углях, под костром, умеет устроить себе место для ночлега, знает, как определить стороны света и выйти к Енисею, а не углубляться в тайгу. Эта простая история является ярким примером того, как не пасть духом в сложной жизненной ситуации и тогда воля, стойкость и находчивость помогут выбраться из неё. Проникнута она верой в человека, в его нравственные силы.
“Фотография, на которой меня нет” – ещё один эпизод из жизни писателя, которому дорого его детство, уже ставшее историей. Фотография – тоже часть этой истории, её портрет, ведь она запечатлела то, что уже никогда не возвратится. Не попал на школьную фотографию мальчик Витя, а из солидарности - и его друг Санька, но память об этой истории тоже осталась с ними на всю жизнь. Это не только рассказ о детстве, но и о старших людях, которые согревали это детство теплом своего сердца, лаской своих трудовых рук, готовили его к сложной взрослой жизни и помогали стать лучше, добрее. Это рассказ  о человеческой памяти, о способности сохранить благодарность прошлому, людям.  В этот сборник вошли также рассказы “Стрижонок Скрип”, “Белогрудка”, “Гуси в полынье ” и другие. 
Другой сборник под заглавием ”Конь с розовой гривой“ продолжает раскрывать темы, поднятые В. Астафьевым (его рассказ ”Конь с розовой гривой“ тоже входит в это издание ), потому, вероятно, и получил это же заглавие. Он включает в себя не только повести и рассказы, написанные специально для детей, или завоевавшие признание юных читателей “взрослые” произведения, но и прозу, которая до этого сборника в детских изданиях не публиковалась, хотя может и должна войти в круг чтения современного школьника. Авторы произведений, которые
составили эту книгу, сумели увидеть мир детскими глазами, передать живой и наблюдательный детский характер. Вот некоторые из них: несколько рассказов под общим названием “Лисичкин хлеб” М.М.Пришвина, выдающегося писателя-натуралиста. Как и все произведения этого автора, посвящены неразрывной связи человека и природы. В эти рассказы в форме коротких заметок вложено столько смысла и тонкого понимания, а искренняя и доверчивая интонация автора чувствуется в каждой строчке.выдающегося писателя-натуралиста. Как и все произведения этого автора, посвящены неразрывной связи человека и природы. В эти рассказы в форме коротких заметок вложено столько смысла и тонкого понимания, а искренняя и доверчивая интонация автора чувствуется в каждой строчке. Читая эти рассказы, погружаешься в удивительный мир растений и животных, в жизнь леса, в настроение природы, учишься видеть в ней удивительное и необычное и бережно относиться к окружающему миру. Константин Паустовский говорил об этом замечательном человеке: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Михайловича Пришвина”.
П.Бажов. ”Зелёная кобылка“. Автобиографическая повесть о мальчишках, для которых детские забавы постепенно переходят в заботы о близких, о том же нравственном взрослении, о раннем познании жизни.
М.Зощенко. ”Лёля и Минька“.   Восемь историй о брате и сестре, маленьких выдумщиках и проказниках.  Но главным в рассказах являются не проказы и шалости, а трогательная дружба, взаимопомощь, сострадание и искренняя любовь к своим близким. Рассказы с тонким чувством юмора, без особых нравоучений. В этом сборнике рядом с с вышеназванными произведениями прекрасно соседствуют “Детство Люверс” Б.Пастернака, “Мать и музыка” М.Цветаевой, “Уля” А.Платонова,  “Защита Чика” Ф.Искандера и другие.
Важные нравственные вопросы, затронутые в произведениях обоих сборников заставляют задуматься о дружбе и долге, о честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Они приобщают юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu