Конь с розовой гривой.
Так называется один из рассказов
известного писателя - Виктора Астафьева, так называются два сборника рассказов для детей. Один из них включает во многом
автобиографичные рассказы для детей самого Астафьева, другой – повести и
рассказы советских писателей, также адресованные детям. В предисловии к книге
своих рассказов Астафьев писал:
”Рассказы, включенные в эту книжку, написаны в разное время. Почти все они о
моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на
трудное время и сложности, связанные с ранней гибелью мамы, всё-таки было
удивительно светлой и счастливой моей порой“. Почему же именно этот рассказ
дал название книгам? Центральной темой рассказов, включенных в авторский сборник
является нравственное взросление человека, формирование его характера,
становление его, как личности.
Рассказ же ”Конь с розовой гривой“–одно из самых замечательных, в этом
смысле, произведений Астафьева, созданных для детей. Привлекает внимание и сам “предмет”
– конь, да ещё с розовой гривой! И хоть
это всего лишь пряник, это - мечта всех деревенских ребятишек в трудные
двадцатые годы прошлого века. Очень хочется мальчишке получить его, и бабушка,
на чьи плечи легла ответственность за воспитание, мудро учит тому, что для
этого нужно потрудиться. Этот рассказ – один, казалось бы, незначительный
эпизод из жизни автора, но простое повествование о деревенской жизни, живые и
сочные описания бытовых подробностей пронизаны житейской мудростью: береги то,
что достигнуто трудом, научись вовремя сказать “нет” плохому советчику, будь
ответственным за свои поступки, не обманывай, а за проступки научись просить
прощения. Уроком же доброты на всю жизнь стал заветный, полученный, несмотря на обман, пряник.
“Сколько лет с тех пор прошло!-говорит автор,-Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника–того дивного коня с розовой гривой”.
Незамысловатая история “Васюткино озеро” - об обыкновенном деревенском мальчишке,
заблудившемся в тайге. Это школьное сочинение В.Астафьева, опубликованное
когда-то в школьном рукописном журнале, а позднее развернувшееся в рассказ. Не
просто выжить с краюшкой хлеба, коробком спичек да ружьём за плечами, а ещё и
обнаружить не известное до тех пор озеро помогли ему знания, передаваемые из
поколения в поколение. Васютка умеет подстрелить птицу, обработать и
приготовить её старинным дедовским способом – в яме, в углях, под костром, умеет
устроить себе место для ночлега, знает, как определить стороны света и выйти к
Енисею, а не углубляться в тайгу. Эта простая история является ярким примером
того, как не пасть духом в сложной жизненной ситуации и тогда воля, стойкость и
находчивость помогут выбраться из неё. Проникнута она верой в человека, в его
нравственные силы.
“Фотография,
на которой меня нет” – ещё один эпизод из жизни писателя, которому дорого его детство,
уже ставшее историей. Фотография – тоже часть этой истории, её портрет, ведь
она запечатлела то, что уже никогда не возвратится. Не попал на школьную
фотографию мальчик Витя, а из солидарности - и его друг Санька, но память об
этой истории тоже осталась с ними на всю жизнь. Это не только рассказ о
детстве, но и о старших людях, которые согревали это детство теплом своего
сердца, лаской своих трудовых рук, готовили его к сложной взрослой жизни и
помогали стать лучше, добрее. Это рассказ
о человеческой памяти, о способности сохранить благодарность прошлому,
людям. В этот сборник вошли также
рассказы “Стрижонок Скрип”,
“Белогрудка”, “Гуси в полынье ” и другие.
Другой сборник под заглавием ”Конь с розовой гривой“ продолжает
раскрывать темы, поднятые В. Астафьевым (его рассказ ”Конь с розовой гривой“
тоже входит в это издание ), потому, вероятно, и получил это же заглавие. Он
включает в себя не только повести и рассказы, написанные специально для детей,
или завоевавшие признание юных читателей “взрослые” произведения, но и прозу,
которая до этого сборника в детских изданиях не публиковалась, хотя может и
должна войти в круг чтения современного школьника. Авторы произведений, которые
составили эту книгу, сумели увидеть мир детскими глазами, передать живой и наблюдательный детский характер. Вот некоторые из них: несколько рассказов под общим названием “Лисичкин хлеб” М.М.Пришвина, выдающегося писателя-натуралиста. Как и все произведения этого автора, посвящены неразрывной связи человека и природы. В эти рассказы в форме коротких заметок вложено столько смысла и тонкого понимания, а искренняя и доверчивая интонация автора чувствуется в каждой строчке.выдающегося писателя-натуралиста. Как и все произведения этого автора, посвящены неразрывной связи человека и природы. В эти рассказы в форме коротких заметок вложено столько смысла и тонкого понимания, а искренняя и доверчивая интонация автора чувствуется в каждой строчке. Читая эти рассказы, погружаешься в удивительный мир растений и животных, в жизнь леса, в настроение природы, учишься видеть в ней удивительное и необычное и бережно относиться к окружающему миру. Константин Паустовский говорил об этом замечательном человеке: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Михайловича Пришвина”.
составили эту книгу, сумели увидеть мир детскими глазами, передать живой и наблюдательный детский характер. Вот некоторые из них: несколько рассказов под общим названием “Лисичкин хлеб” М.М.Пришвина, выдающегося писателя-натуралиста. Как и все произведения этого автора, посвящены неразрывной связи человека и природы. В эти рассказы в форме коротких заметок вложено столько смысла и тонкого понимания, а искренняя и доверчивая интонация автора чувствуется в каждой строчке.выдающегося писателя-натуралиста. Как и все произведения этого автора, посвящены неразрывной связи человека и природы. В эти рассказы в форме коротких заметок вложено столько смысла и тонкого понимания, а искренняя и доверчивая интонация автора чувствуется в каждой строчке. Читая эти рассказы, погружаешься в удивительный мир растений и животных, в жизнь леса, в настроение природы, учишься видеть в ней удивительное и необычное и бережно относиться к окружающему миру. Константин Паустовский говорил об этом замечательном человеке: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Михайловича Пришвина”.
П.Бажов.
”Зелёная кобылка“. Автобиографическая повесть о мальчишках, для которых детские
забавы постепенно переходят в заботы о близких, о том же нравственном
взрослении, о раннем познании жизни.
М.Зощенко.
”Лёля и Минька“. Восемь историй о брате и
сестре, маленьких выдумщиках и проказниках.
Но главным в рассказах являются не проказы и шалости, а трогательная
дружба, взаимопомощь, сострадание и искренняя любовь к своим близким. Рассказы
с тонким чувством юмора, без особых нравоучений. В этом сборнике рядом с с вышеназванными
произведениями прекрасно соседствуют “Детство
Люверс” Б.Пастернака, “Мать и музыка” М.Цветаевой, “Уля” А.Платонова, “Защита Чика” Ф.Искандера и другие.
Важные нравственные вопросы, затронутые
в произведениях обоих сборников заставляют задуматься о дружбе и долге, о
честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Они приобщают юных
читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей
многовековой историей народа.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu